Отправления женского тела Центр Трансфера Технологий • Домашняя
Гигиена, привлекательность

Отправления женского тела

Бытовало мнение, что менструальная кровь, якобы питавшая эмбрион в утробе, наносит вред людям, вынужденным находиться вблизи менструирующей женщины. Этимологически слово «менструация» связывалось с лунным циклом (от греческого тепе, луна (собственно, от «месяц (в том числе лунный)» — Примеч. пер.). При болезненых менструациях помогает массаж .

Тротула, знаменитая повитуха из Салерно, сравнивала менструацию с «цветением», поскольку, «так же, как деревья не приносят плоды без цветов, женщины в отсутствие этих цветов не способны выполнить своего предназначения, то есть зачать». Таким было лишь одно из многочисленных сравнений размножения человека и растений. Существующие источники единодушно объявляют, что менструальной кровью питается сформировавшийся после зачатия эмбрион, а значит, при циркуляции по телу кровь должна претерпевать изменения. Самые аккуратные исследователи, такие, как Али ибн аль-Аббас, отождествляли менструальные выделения с «легкой кровью» и животной пневмой. Фома Аквинский использовал сходные определения, выстраивая теорию о том, как божественный эмбрион развивался в теле Девы Марии. Кровь, питавшая этот эмбрион, была не нечистым менструальным выделением, а промежуточной субстанцией.

Кровь циркулировала сквозь мембрану, окружающую плод. Считалось, что источником крови в человеческом теле является печень. Как только внутри плода формировалась печень, по вене, соединявшей его с материнским организмом, начинала поступать менструальная кровь, а, значит, питание, и так вплоть до момента родов. Появившись на свет, дитя питалось материнским молоком, которое было не чем иным, как измененной менструальной кровью: так обеспечивался щадящий переход от одного вида пищи к другому. Любая фотоэпиляция не решит проблему за один сеанс.

На протяжении всего Средневековья господствовало убеждение, будто в женском теле мало природного тепла. Наиболее горячая из женщин несла в себе меньше теплоты, чем самый холодный мужчина. Если женщина не была беременна, недостаток природной теплоты препятствовал естественному преобразованию крови, и ее непреобразованный избыток выходил из организма в период менструации. Аристотель и его средневековые последователи использовали одинаковые доводы, объясняя, почему у женщин не бывает кровотечения из носа, геморроя, и отчего у них такая мягкая, гладкая кожа.

У мужчин ненужные организму вещества покидали тело в форме волос на лице и теле, а у самцов животных — в виде рогов. Похожие аргументы нередко вырывались из контекста теории и популяризировались в форме диалогов, которые нам часто кажутся наивными и бессистемными. Однако в подобающем контексте следует отдать должное если не правильности подобных утверждений, то, по крайней мере, стоящей за ними логике. На менструацию мог повлиять недостаток пищи. Альберт Великий отметил, что бедные женщины, тяжелым трудом зарабатывавшие на хлеб, часто не менструировали. То немногое, что им удавалось съесть, едва поддерживало в них жизнь. Теория очищения организма давала готовое объяснение этому явлению. Тем не менее, любопытно, что средневековые ученые, при всем внимании к особенностям менструального цикла, не подозревали, что плодовитость тоже определяется регулярностью ежемесячных выделений. Качественный педикюр улучшит здоровье ног.

Менструальную кровь можно было увидеть невооруженным глазом. Напротив, существование женской спермы простыми наблюдениями нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть. И именно этот вопрос оказался одним из центральных в научной и богословской дискуссии. Вера в существование «женского начала», играющего главную роль при зачатии, имела длинную и впечатляющую историю, которая уходит корнями к трудам почти всех греческих философов и далее к индийским мудрецам. Например, бытовало мнение, будто пол зародыша определялся соотношением между женским и мужским компонентом. Аристотель стал непримиримым противником сложившейся традиции: он полагал, что аналогом мужского семени была менструальная кровь, и что ни одно живое существо не способно производить два семенных секрета. Значит, вещество, выделяемое женщиной при соитии, несравнимо с мужской спермой. Природа женских выделений была индивидуальна и зависела от диеты.