Принцип наука для человека Центр Трансфера Технологий • Домашняя
Все остальное

Принцип наука для человека

Человек по праву это принцип гуманизма центр взаимодействия всех наук, и соотнесение их развития с потребностями человека, другими словами, гуманизация наук, является и универсальным интегрирующим фактором, выступающим ныне на передний план.

С моей точки зрения, именно исходя из принципа наука для человека и необходимо оценивать развитие любой конкретной науки, а это значит, что только без отрыва от человека и человеческих потребностей можно судить о таком явлении, как экологизация наук. Так или иначе, в основе поиска гармонии во взаимосвязи общества и природы должны лежать принципы научного гуманизма. Экологизация и является одним из выражений этой общей тенденции процесса гуманизации наук. Тем самым в подходе к взаимодействию человека с природой центр тяжести неминуемо сдвигается к человеку.

Можно вспомнить, что в начале прошлого десятилетия в дискуссиях по экологической проблеме был развенчан волюнтаристски понимаемый гегемонизм человека в природе именно с позиций диалектики развития их взаимоотношений. Между тем в науке появился биосфероцентризм. А сегодня как бы на новом витке спирали развития этих дискуссий не пытаемся ли мы вернуться к вопросу об активном начале человека в природе?

Мы действительно возвращаемся к идее, которую критиковали и отбросили, идею активности человека в природе, представления о нем как о демиурге, например.Читайте также : как правильно делать уколы видео.

Однако, учитывая опыт и приобретенные знания за прошедшее десятилетие в природоохранной деятельности и рациональном использовании природных ресурсов, правильно оценивая роль научно-технического прогресса в развитии человеческой цивилизации, ее перспективы, можно с уверенностью говорить о том, что активность активности рознь, да и демиург может проявить себя не только с отрицательной стороны, если человек вносит плоды своего разума в создание культуры.

Создавая культуру, человек-творец, безусловно, способен сделать природу лучше, природа для нас не есть нечто выступающее само по себе, мы рассматриваем ее именно во взаимодействии с человеком. Мы возвращаемся к человеку, понимая, что воздействие природы на человека и воздействие человека на природувзаимные процессы. Но вряд ли в них можно разобраться, подсчитывая только минусы. Могущество человека измеряется не только в единицах разрушения.

Таким образом, только через человека можно оценивать взаимодействие человека и природы.

Человек в центре этого взаимодействия?

А иначе смысл теряется. Можно назвать это как угодно, антропоцентризмом или еще как-то, но если мы не будем основываться на человеке как на отправном пункте всех наших рассуждений, пусть это иногда и абстрактно выражается пока, развитие человечества не найдет себе опоры в природе.

В этом смысле ведь и культура для человека выше, чем природа. Например, не будет преувеличением сказать, что отличие между лесом культивируемым и просто диким такое же, как между выращенным прекрасным конем скакуном или тяжеловозом, и какой-нибудь дикой, а вернее одичавшей лошадкой. Конечно, надо уметь культивировать.

Если с понятием тайга связано у нас нечто грандиозное, дремучее, то леса рукотворные, например в Чехословакии, где нет в принципе леса, не посаженного человеком, оставляют поистине грандиозное впечатление. И здесь дело не только в эстетике по-разному ее можно понимать, значителен и эффективен их промышленный выход.

Так что именно культура предоставляет человеку поистине неисчерпаемые возможности.

Читайте также : как правильно делать снежинку видео. Безусловно, когда во многих случаях складывалось только потребительское, полухищническое отношение к природе, процессы ее разрушения как бы заслоняли нам перспективы культивирования в том смысле, что мы мало их рассматривали.