Применение насечки по железу Центр Трансфера Технологий • Домашняя
Культура, художественная литература

Применение насечки по железу

Применение насечки по железу мастерами таштыкской культуры (I в. до н. э, V в. н. э.) устанавливается благодаря ряду взаимодополняющих друг друга данных.Читайте также: Ближний и Средний Восток.

В настоящее время известны два железных кинжала, украшенные подобной техникой, хранящиеся в собрании случайных находок Минусинского музея, инв. № 793 происходит из Хакас-ско-Минусинской котловины, № 794, из окрестностей с. Беи Хакасской автономной типа. Создание подобных инструментов свидетельствует о высоком уровне ремесленного производства области. Третий экземпляр, рукоять аналогичного оружия, хранится в Государственном Эрмитаже и происходит из района с. Бородино на р. Коксу в Хакасии (инв. № 5531—360). И навершия, и перекрестия кинжалов с одной из сторон покрыты стилизованным растительным узором, рисунок которого образуют вырубленные зубильцем в железе канавки со сходящимися краями. В них вбиты полоски серебра, слегка возвышающиеся над общим фоном и иногда расположенные шире канавки (так называемый натек). Для окантовки композиции использовано золото или медь. В последнем случае встречаем уже известную особенность, техника насечки золота по железу являет нечто промежуточное между инкрустацией и аппликацией. Описываемую серию кинжалов сближает с предыдущим ножом тагарско-таштыкского переходного этапа и ряд орнаментальных мотивов. На перекрестии обоих минусинских экземпляров размещены аналогичные ему пояса из сердцевидных фигур (имеющих, однако, спирально закрученные концы), на всех трех прорезных навершиях вычленяется по паре поднимающихся вверх зубцов, украшенных насечкой и сопоставимых с двумя золотыми «усиками», охватывающими отверстие рукояти ножа конца III, начала II вв. до н. э. Сказанное позволяет отметить, что все четыре предмета изготовлены в рамках одной культурной традиции. Орнамент на кинжалах типологически позднее узоров на рукояти ножа. Вероятно, кинжалы следует отнести к концу тагарско-таштыкского переходного этапа или к первому (изыхскому) этапу таштыкской культуры и датировать II—I вв. до н. э.

Использование таштыкскими мастерами одного металла для украшения изделий из другого подтверждается и известным ювелирным инструментарием, специально предназначенным для выполнения подобных операций. В ряде центральных и местных музеев хранится серия самобытных комбинированных орудий, совмещающих в себе небольшой молоточек и маленький напильник с мелкой насечкой. Относящиеся к рубежу н. э., они в целом весьма близки по облику к современным инструментам для правки и опиливания ювелирных изделий. Особенность состоит в универсальности таштыкских инструментов, соединяющих в одном предмете рабочие части орудий с различным функциональным назначением. Следует подчеркнуть, что традиция использования подобных молотков-напильников сохранялась в древнехакасском обществе, по крайней мере, в течение пятнадцати веков. Так, найденные в погребении на Часовенной горе в Красноярске молоток-напильник, несомненно, является одним из поздних звеньев начавшейся в таштыкскую эпоху эволюционной цепи комбинированных ювелирных орудий этого, в данном случае художественной обработки металлов.Читайте также: поздравления с днем рождения начальнице.